Аштанга виньяса – традиционное направление хатха йоги. Санскритский термин «аштанга» состоит из двух слов: «аштау» – восемь, «анга» – часть, опора, ступень. Т.е. путь йоги из 8 ступеней (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи), обозначенный мудрецом Патанджали в «Йога Сутрах», составляет философские основы этой практики.

Чаще мы начинаем путь йоги с освоения третьей ступени – асаны. Она является как бы входной дверью в глубины души. Ведь без осознанной работы с физическим телом невозможно корректно воздействовать на сознание и психику. Высказывание Шри К. Паттабхи Джойса, хранителя традиции Аштанга йоги, «слабое тело – слабый ум» не лишено смысла.

В Аштанга виньяса йоге практике асан уделяется очень много внимания, что породило миф о «физкультурности» этого направления. Но все самое важное, делающее этот метод действительно мощным средством трансформации тела и сознания, находится внутри. Освоить асаны – не основная цель данного стиля йоги. Гораздо важнее добиться взаимодействия дыхания, движения и внимания (принцип тристаны). В практике Аштанга виньяса йоги для этого используются дыхание по типу уджайи пранаямы, асаны и дришти (точки направления взгляда).

Неотъемлемые составляющие этого стиля – бандхи (энергетические замки) и виньясы – движения, синхронизированные с дыханием. Последнее является нитью, на которую, как бусины, с помощью виньяс нанизываются асаны. Благодаря дыханию, а также направляя взгляд на определенные точки при выполнении поз, удается отвлечься от посторонних объектов и мыслей (пратьяхара), сконцентрироваться на практике (дхарана), что непременно приведет к медитации в движении (дхьяна).

Аштанга виньяса йога — очень мощная статико-динамическая практика, привлекающая красотой и грацией, плавностью переходов от одной асаны к другой, предъявляет большие требования к занимающимся. В ее основе лежит принцип, что не йогу надо приспосабливать под несовершенства людей, а наоборот, человек должен много работать над собой, чтобы соответствовать высоким идеалам йоги. Только такой подход, а также регулярная практика позволяют добиться результата не только на коврике, но и в жизни.

Но это не значит, что Аштанга йога подходит только молодым и здоровым людям. Карен Кэрнс (США), которая приступила к этой практике в 56 лет (и в 70 продолжает заниматься), так не считает: «… Аштанга-йога представляет собой комплексную последовательность асан или поз, которая базируется на дыхании и концентрации. После того как запоминаете последовательность, вы выполняете одни и те же асаны на каждом занятии 6 раз в неделю. Поскольку я знаю последовательность и то, как мое тело ведет себя во время практики, мое осознание своего тела, его силы и ограничения по сути дела защищают меня. Я понимаю, когда я могу подтолкнуть себя двигаться дальше и когда этого делать не надо. С возрастом я ощущаю особою безопасность моей практики. Я чувствую гораздо большую безопасность, практикуя аштангу, чем если бы я занималась йогой, где последовательность была бы неизвестна мне, а асаны были бы для меня «сюрпризом» или они бы были разными на каждом занятии.»

Гуруджи Паттабхи Джойс часто говорил, что Аштанга йога – стиральная машинка для ума. Действительно, она вымывает из жизни все лишнее, второстепенное.

Только работа над собой для соответствия этой системе помогает измениться. Если делать все, что вздумается, или адаптировать эту практику под собственные возможности, то так мы укрепим качества, в которых и так сильны, или избежим слабых сторон.

Практика, в том числе и медитация, чем Аштанга и является, должна выявлять наши пристрастия. Она становится зеркалом, в которое можно посмотреть и увидеть себя. Не самовыражением! Интересно увидеть те моменты, на которые не обращаешь внимания, ведь это именно то, над чем «я» следует работать.

Практикуй – и все придет (Шри К. Паттабхи Джойс, хранитель традиций Аштанга йоги в XX в.).

Теперь Аштанга виньяса йога в Севастополе в «Сердце йоги»!
Занятия проводит Анна Глинко   вт, чт 7:00 – 8:30, Небесный зал.